на главную
17.02.2015

Обзор гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга за 2014 год: поворот на Восток

В 2014 году рынок гостиничного бизнеса и туризма северной столицы отозвался на произошедшие в мировой экономике и геополитике изменения. В числе минусов уходящего года – сокращение потока туристов-иностранцев, прежде всего из США и Европы. Так, поток организованных зарубежных туристов в Санкт-Петербург в прошедшем году, как рассказал представитель Российского союза туриндустрии Леонид Флит, снизился на 15-25%. Причинами отказа от посещения Петербурга иностранцами стали военная и политическая ситуация на Украине и опасения возможного вооруженного конфликта. Некоторая часть потенциальных зарубежных туристов отказалась от поездок из соображений идеологических, присоединившись таким образом к экономическим и политическим санкциям своих государств. Отдельным общественным деятелям западных стран «не рекомендовали» посещать Россию. По данным начальника отдела комитета развития туризма северной столицы Николая Исаева, уже в высоком сезоне прошлого года город «не дополучил» иностранных туристов из стран Запада. Так, поток гостей из США упал на целых 30% (к такому же периоду 2013 года). Как результат, за первое полугодие налоговые поступления гостиниц сократились на 13% (по сравнению с аналогичным периодом года 2013-го). При этом Петербург в 2014 году получил дополнительный поток внутренних туристов. Негативные последствия экономических санкций, которые привели к колебанию валют, заставили многих россиян расстаться с мечтой о зарубежных поездках и провести отпуск в «рублевой зоне». К тому же сказалась тяжелая ситуация с банкротствами турфирм в самый пик сезона отпусков. Поэтому взоры многих наших соотечественников обратились на северо-запад. Если говорить о достопримечательностях, то вряд ли какой-либо другой город России может так привлекать туристов, как Санкт-Петербург. Подтверждение тому – рейтинг самых желанных мест для посещения в новогоднюю ночь. В этом списке Санкт-Петербург с легкостью расположился на первом месте. 2014 год принес и еще один тренд – рост числа приезжих из Китая, Ирана, Южной Кореи, Турции. В итоге рост внутреннего туризма и наплыв «восточных гостей» в уходящем году, пусть и частично, но компенсировали снижение интереса к северной столице западных туристов. Названные направления и стоит развивать турбизнесу в начавшемся году.

Гостиничный бизнес в 2014 году, несмотря на непростой туристический фон, в Санкт-Петербурге продолжал жить и строиться. К началу нынешнего года в городе действовало 76 отелей емкостью 16 501 номеров категории 3*, 4* и 5* (с количеством номеров в каждом - более 50). Возможности для дальнейшего роста данного вида бизнеса еще есть. Как отмечала руководитель отдела из Агентства развития и исследований в недвижимости Зоя Захарова, существует программа для развития гостиничной инфраструктуры северной столицы. Программа предполагает, что для достижения западного уровня в таком городе, как Санкт-Петербург, требуется свыше 32 тыс. номеров. При тех темпах строительства отелей, что наблюдались в северной столице в предыдущие годы (1200-1400 гостиничных номеров ежегодно), для насыщения рынка гостиниц понадобилось бы свыше 3 лет. В 2014 году в городе фонд номеров вырос на 502 номера в четырех гостиницах. В частности, вблизи нового терминала аэропорта запустили отель Park Inn by Radisson Pulkovo Airport St. Petersburg (четырехзвездочный). В центральной части Петербурга появился бутик-отель от международного оператора, это Hotel Indigo St.Petersburg Tchaikovskiy 4* (Inter Continental). Открылись и два трехзвездочных отеля – это Aglaya Hotel&Courtyard на улице Разъезжая и «Гранд Каньон» в торгово-развлекательном центре (расположен Выборгском районе).

На Лиговском проспекте, 1 построено здание, где планируется четырехзвездочный отель (здесь будет 54 номера).

Запланированное на прошедший год открытие сразу двух отелей Hilton в новом центре «Экспофорум» перенесено уже на 2015 год. В наступившем году в Петербург придет не только Hilton, но и такие международные операторы как Golden Tulip Hotels и Lotte Group. В 2014 году в городе работали 15 известных международных операторов, в управлении которых, нужно отметить, находится 51% номерного фонда из разряда качественных.

Впрочем, международные и местные участники гостиничного рынка ежегодно сталкиваются с сезонностью в заполнении гостиниц. То же произошло в 2014 году. В первом квартале 2014 года в среднем гостиницы Петербурга были заполнены на 40-50%, во втором квартале (май – июнь) – уже на 85%. В третьем квартале (так называемый полусезон) загруженность отелей в среднем снизилась до 60%. В последнем квартале 2014 года гостиницы Петербурга были заняты туристами не более чем на 50%.

Высокий туристический сезон в северной столице приходится на белые ночи. Этот период длится всего около полутора месяцев (с последних чисел мая до середины июля). Белые ночи – явление природное, и как бы ни хотелось гостиничному и турбизнесу продлить этот период – увы, не получится.

Вопросы о том, что гостиницы Петербурга испытывают сложности из-за сезонной заполняемости, в 2014 году обсуждались на уровне городских и федеральных властей. Один из вариантов решения проблемы – снижение и сокращение визовых барьеров. В Госдуме уже некоторое время находится законопроект о 72-часовом безвизовом пребывании авиапассажиров-транзитников. То есть иностранный гость мог бы прибыть в город самолетом, провести в нем 2 – 3 дня (гостиницы Петербурга будут этому рады) и отправиться по своим делам дальше. Не так давно пассажиры, прибывающие на круизных судах и паромах, получили такую возможность.

Городские власти предлагают и такой вариант борьбы с сезонностью турпотока: создавать событийный, деловой туризм, собственную «индустрию встреч». Открытие центра «Экспофорум» – это одна из возможностей для создаваемой «индустрии встреч», самая подходящая площадка для деловых, культурных и прочих мероприятий любого уровня.

Наконец, уже в 2015 году городские власти и игроки туристического рынка намереваются рекламировать Санкт-Петербург в качестве круизной столицы. Представитель Российского союза туриндустрии Сергей Акуленко, отметил, что город, хотя и имеет неофициальный статус «жемчужины Балтики», находится в дальнем ее углу, поэтому не все круизные лайнеры причаливают здесь к берегу. Нужны новые идеи, чтобы привлечь круизы и паромы. В 2014 году такая работа уже началась. Российский союз туриндустрии участвовал в проведении нескольких форумов, в которых предлагалось сфокусировать внимание на Санкт-Петербурге как столице морской и круизной.

Сезонность имеет и ценовая политика гостиниц северной столицы, где в высокий сезон (особенно июнь и июль, а также конец декабря – начало января) цены вырастают на 30-40%. Однако в 2014 году гостиницы Петербурга и без скидок на сезонность повысили стоимость проживания. В отелях 5* рост – от 3% до 7%, в отелях 4* – от 9% до 11%, в отелях 3* – от 10% до 15%. К примеру, в прошедшем году цена номеров в отелях 5* в период Международного Экономического Форума составила в среднем 30 000 рублей в сутки, что выше аналогичного периода 2013 года на 10 тыс. рублей. Тенденция эта вполне понятна и объясняется ростом валюты в конце 2014 года.

Вместе с ростом цен в гостиницах стали чаще и активнее предлагать скидки и различного рода специальные акции. Например, отели предлагают дополнительные скидки на проживание в низкий сезон постояльцам, бронирующим номера на 3 – 5 и более дней. В качестве бонусов таким гостям разрешают бесплатный поздний выезд и скидку на ужины.

Учитывая, что 2014 год оказался сложным для представителей туристического и гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга, в нынешнем году власти и сами представители этого бизнеса намерены особенно активно продвигать город на туристских рынках мира. Акцент при этом будет сделан на азиатские страны и страны Латинской Америки.